Программа факультета Волонтеры серебрянного возраста университета третьего возраста
1.Пояснительная записка
«Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя»
Гёте
Что такое «Серебряный возраст»? Это – большой жизненный опыт, активная жизненная позиция, физическая бодрость, широкий взгляд на окружающий мир и свободное время, которое можно потратить на участие в социальных, экологических, спортивных, культурных событиях окружного, Всероссийского и международного масштаба.
Общественное движение «Серебряные волонтёры», начавшееся в Санкт-Петербурге, быстро нашло своих продолжателей во всех регионах страны, и сегодня ни одно крупное мероприятие в России не проходит без волонтёров в возрасте от 50 лет.
Многие люди, выходя на пенсию, чувствуют в себе достаточно сил для проявления инициативы, продолжения активной жизни, использования внутреннего потенциала на благо общества в различных сферах, поэтому главная идея серебряного волонтёрства ─ помочь людям предпенсионного и пенсионного возраста:
- не утратить социальную активность, сохранить и повысить свой общественный статус;
- стать частью большой команды, получать новые эмоции и впечатления, встречаться с интересными людьми и почувствовать свою причастность к большим делам;
- развиваться и совершенствоваться в новых направлениях, расширять свой кругозор;
- творить добро и помогать людям.
Серебряные волонтёры формируют в обществе правильное, уважительное отношение к стареющим людям как к равноправным членам социума.
Серебряные волонтёры, оказывают помощь немощным, больным людям, инвалидам и одиноким, чувствуя удовлетворение от сознания, что ты нужен и можешь сделать кого-то счастливым.
Серебряные волонтёры используют свои знания и профессиональный опыт для оказания помощи социальным органам, школам, административным структурам.
Серебряные волонтёры содействуют улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими ещё работающими коллегами, организациями, где они работали.
Серебряные волонтёры реализуют свой внутренний потенциал для участия в творческих проектах.
Работа волонтёра требует серьёзной подготовки, в том числе – правовой грамотности, знаний и навыков в области организации коммуникаций и взаимодействия между отдельными людьми и группами,
Обучение серебряных волонтёров осуществляется в рамках университета третьего возраста – на факультете «Волонтёры серебряного возраста».
2.Целевая группа – неработающие пенсионеры (мужчины от 55 лет, женщины от 50 лет), проживающие в городе Сургуте.
3.Цель: создание дополнительных условий для личностного развития и повышения социальной активности граждан старшего поколения средствами участия в волонтёрском движении.
4. Задачи:
3.1.мотивировать слушателей факультета (далее – Слушатели) на безвозмездное осуществление социальнозначимой деятельности.
3.2.сформировать у Слушателей необходимые компетенции и практические навыки для осуществления волонтёрской деятельности по направлениям.
3.3. развить и реализовать внутренний потенциал Слушателей.
6. Формы работы
6.1.индивидуальные: консультирование, опрос, беседа, практическое занятие, планирование, др.;
6.2.групповые: тематическая лекция, семинар, практикум, дискуссия, обсуждение, рефлексия, др.
7.Методы работы
7.1.организационные: планирование, координирование, информирование, др.;
7.2.исследовательские: наблюдение (включённое, невключённое), анализ документов, беседа, анкетирование, др.;
7.3.практические: лекции, практические занятия, методы обучения взрослых, показ приёмов выполнения, др.;
7.4. аналитические: анализ результатов выполнения разделов программы, проведения отдельных мероприятий, самоанализ, отчёт, рефлексия, обобщение опыта, публикации, выступления, др.
8.Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.
8.1.Сформированность информационно-деятельностного поля для работы волонтёров серебряного возраста (в том числе: реестр социальных партнёров, реестр социально-значимых проектов, в которых принимают участие волонтёры, др.).
8.2.Сформированность у Слушателей:
- мотивации на участие в волонтёрской деятельности;
- навыков саморегуляции, укрепление эмоциональной устойчивости, позитивных представлений о собственных возможностях и результатах собственной деятельности;
- компетенций и практических навыков, необходимых для деятельности по направлениям.
8.3.Улучшение психофизического состояния Слушателей, повышение социальной активности, повышение самооценки, повышение качества жизни в целом.
8.4.Наличие результатов волонтёрской деятельности:
- аудио-записи литературных произведений для посетителей городской библиотеки № 21 (инвалидов по зрению);
- аудио-записи информационно-агитационных материалов для выборов-2016 с целью дальнейшего использования в работе с инвалидами по зрению;
- продукты социальной рекламы;
- фонд досуговых мероприятий для отделения реабилитации инвалидов по зрению.
8.5. Наличие системы документации по реализации программы «Волонтёры серебряного возраста»
9.Методы определения результативности Программы
Наименование метода |
Содержание метода |
Наблюдение |
Невключённое наблюдение (активность и мотивированность Слушателей). |
Анализ |
Анализ результатов реализации Программы, тестирование, опросы, выполнение практических заданий, участие в различных мероприятиях. Самоанализ, рефлексия. |
Творческий отчёт |
Количество проведённых мероприятий |
Мониторинг |
1.число специалистов, привлечённых к реализации программы, -число волонтёров, в т.ч. – прошедших курс обучения, -число субъектов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность, -количество информационных ресурсов, на которых размещена информация Учреждения, -количество распространённых информационных материалов, -количество заключённых соглашений о сотрудничестве, -количество разработанных методических материалов, -количество проведённых мероприятий, -количество публикаций по тиражированию опыта, -количество позитивных отзывов, -удовлетворённых участием в программе: волонтёров, получателей социальных услуг. 2.Наличие системы документации. |
10.Контроль.
10.1.Виды контроля.
Время проведения |
Цель проведения |
Формы контроля |
Начальный (входной) контроль |
||
Февраль-март 2016 года |
Определение уровня подготовленности Слушателей |
Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, др. |
Текущий контроль |
||
Весь период реализации программы |
Определение степени усвоения материала, ответственности и заинтересованности Слушателей. |
Наблюдение, опрос, выполнение практических заданий, самостоятельная работа, тестирование, анкетирование, др. |
Промежуточный контроль |
||
По окончанию освоения разделов Программы |
Определение степени усвоения разделов Программы. Проведение корректирующих и предупреждающих действий. |
Опрос, контрольное занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, др. дневники достижений, портфолио.
|
Итоговый контроль |
||
Июль 2016 года |
Определение уровня: 1.навыков самообразования, владения компетенциями по направлениям деятельности 2. уровня психофизического состояния, саморегуляции, самооценки и самоопределения. |
Выставка творческих работ (презентация), защита проекта, демонстрация достижений, коллективный анализ и самоанализ, опрос, тестирование, анкетирование, др. |
10.2.Объекты контроля:
- знания, умения и навыки, полученные Слушателями в ходе реализации Программы;
- уровень и качество проведённых программных мероприятий;
- степень самостоятельности, вовлечённости, мотивированности Слушателей, др.
11. Сроки реализации Программы – 17 недель (01.02.2016 – 30.06.2016)
№ п/п |
Наименование этапов |
Сроки реализации программы |
1 |
Подготовительный этап: -формирование группы Слушателей; -разработка обучающей программы, расписания занятий; -заключение договоров с социальными партнёрами. |
01.02.2016 – 29.02.2016 |
2 |
Основной этап: -проведение обучающих занятий со Слушателями; -организация практики. |
01.03.2016 – 31.05.2016 |
3 |
Заключительный этап: -формирование базы для волонтёрской деятельности выпускников факультета; -подготовка и публикация отчётных материалов. |
01.06.2016 – 30.06.2016 |
12. Объем Программы 23 часа. Допускается введение дополнительных тем, изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, в объеме до 15 % от содержания Программы.
Продолжительность занятия – 40 мин.
13.Содержание Программы
Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности.
Нормативно-правовое регулирование волонтёрской деятельности в России. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ.
Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Правовые основы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов. Психологические основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Особенности социальной работы с инвалидами по зрению и гражданами с ограниченными зрительными возможностями.
Раздел 3. Организация здорового образа жизни. Санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет: питание и физическая активность, отказ от вредных привычек, соблюдение санитарных норм и создание благоприятной среды по месту жительства.
Раздел 4. Безопасность. Ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Способы противодействия терроризму и мошенничеству.
Раздел 5. Организация творческой деятельности.
5.1.Социальная реклама: понятие, специфика, роль в решении жизненно важных проблем общества. Задачи социальной рекламы. Основные темы социальной рекламы в современном российском обществе. Технология и разновидности социальной рекламы.
5.2.Литературное чтение. Техника и выразительность речи. Культура говорения. Работа с разными видами текста: художественным, учебным, научно-популярным, документальным.
5.3.Организация досуговой деятельности. Досуг как образовательный и культурный ресурс. Технологии организации досуговой и коллективной творческой деятельности.
Раздел 6. Практика.
5.1.Создание социальной рекламы.
5.2.Запись на аудионосители
5.3.Организация досуга для получателей социальных услуг в отделении реабилитации инвалидов по зрению: технология коллективной творческой деятельности.
14. Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов программы |
Всего часов |
Из них: |
|
теоретические занятия |
практические занятия |
|||
1 |
Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности. |
1 час 20 мин |
1 час 20 мин |
_ |
1.1 |
Нормативно-правовое регулирование волонтёрской деятельности в России. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ. |
|
1 час 20 мин |
_ |
2 |
Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. |
2 час |
2 час |
_ |
2.1 |
Правовые основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. |
40 мин |
40 мин |
_ |
2.2 |
Психологические основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. |
40 мин |
40 мин |
_ |
2.3 |
Особенности социальной работы с инвалидами по зрению и гражданами, имеющими зрительные ограничения. |
40 мин |
40 мин |
_ |
3. |
Раздел 3. Организация здорового образа жизни (санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет) |
2 час |
2 час |
_ |
3.1. |
Питание и физическая активность. |
40 мин |
40 мин |
|
3.2. |
Отказ от вредных привычек. |
40 мин |
40 мин |
_ |
3.3. |
Соблюдение санитарных норм и создание благоприятной среды по месту жительства. |
40 мин |
40 мин |
_ |
4 |
Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности |
1 час 20 мин |
1 час 20 мин |
_ |
4.1. |
Ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. |
40 мин |
40 мин |
– |
4.2. |
Способы противодействия терроризму и мошенничеству. |
40 мин |
40 мин |
– |
5. |
Раздел 5. Организация творческой деятельности. |
10 час 20 мин |
3 час 20 мин |
7 час |
5.1. |
Социальная реклама: понятие, специфика, роль в решении жизненно важных проблем общества. |
1 час 20 мин |
20 мин |
1 час |
5.2. |
Задачи социальной рекламы. Основные темы социальной рекламы в современном российском обществе. |
1 час 20 мин |
20 мин |
1 час |
5.3. |
Технология и разновидности социальной рекламы. |
1 час 20 мин |
20 мин |
1 час |
5.4. |
Литературное чтение. Техника и выразительность речи. Культура говорения. |
1 час 20 мин |
20 мин |
1 час |
5.5. |
Работа с разными видами текста: художественным, учебным, научно-популярным, документальным. |
1 час 20 мин |
20 мин |
1 час |
5.6. |
Организация досуговой деятельности. Досуг как образовательный и культурный ресурс. |
40 мин |
40 мин |
_ |
5.7. |
Технологии организации досуговой и коллективной творческой деятельности. |
3 час |
1 час |
2 час |
6. |
Практика |
6 час |
– |
6 час |
6.1. |
Создание продуктов социальной рекламы. |
2 час |
– |
2 час |
6.2. |
Аудиозапись: - литературных произведений, - материалов выборов-2016. |
2 час |
–
|
2 час |
6.3. |
Организация досуга для получателей социальных услуг в отделении реабилитации инвалидов по зрению |
2 час |
– |
2 час |
|
ИТОГО |
23 час |
10 час |
13 час |
15. Кадровое обеспечение Программы
Раздел Программы |
Должность |
ФИО специалиста |
I.Обеспечение одержания программы |
||
Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности. |
Юрисконсульт КО |
В.А. Просекова |
Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. |
Психолог СРОГПВиИ № 2 Юрисконсульт КО Заведующий ОРИЗ |
И.Д. Теймурова В.А. Просекова Р.В. Гарифуллина |
Раздел 3. Организация здорового образа жизни (санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет). |
Заведующий сектором-врач |
Т.Н. Петрова |
Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности. |
Специалист по охране труда |
Е.А. Зуева |
Раздел 5. Организация творческой деятельности. |
|
|
5.1. Социальная реклама. |
|
|
5.2. Литературное чтение. |
Культорганизатор СРОГПВиИ № 1 |
С.Г. Безверхова |
5.3. Организация досуга. |
Культорганизатор СРОГПВиИ № 1 Специалист ГБ № 21 |
С.Г. Безверхова И.В. Головина |
6 Практика. Организация практики. |
Заведующий СРОГПВиИ № 2 |
С.Г. Тютюник |
II.Сопровождение программы |
||
2.1.Общий контроль и управление программой. 2.2. Заключение соглашений о сотрудничестве. |
Директор |
Н.Б. Чочова |
Текущие контроль и управление программой |
Заместитель директора |
М.В. Тоболкина |
Организационное сопровождение программы |
Заведующий СРОГПВиИ № 2 |
С.Г. Тютюник |
Психологическое сопровождение программы |
Психолог СРОГПВиИ № 2 |
И.Д. Теймурова |
Информационно-методическое сопровождение программы |
Методист ОМО |
Г.Ю. Негребецкая |
16. Список литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ – Загл. с экрана.
2.Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». – Режим доступа: kremlin.ru›acts/bank/39141– Загл. с экрана.
3.Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». – Режим доступа: http://base.garant.ru/104232/ – Загл. с экрана.
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2009г. № 10545-р (Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации»). – Режим доступа: http://base.garant.ru/6726429/#friends. – Загл. с экрана.
5.Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса. – Режим доступа: khozhempo_vv@pfur.ru. – Загл. с экрана.
6.Григорьева, Я. В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: опыт и перспективы развития / Я. В. Григорьева // Социальное обслуживание. – 2012 – № 11. – С. 17–23.
7.Григорьева, Я. В. Добровольчество как общественный ресурс для решения социальных проблем граждан: опыт учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / Я. В. Григорьева, Ю. А. Якушева // Волонтёр. – 2015 – № 1(13). – С. 39–47.
8.Джоголик А. Волонтерская деятельность. Направления волонтерской деятельности в России. // FB.ru, 2015 – Режим доступа: http://fb.ru/article/178807/volonterskaya-deyatelnost-napravleniya-volonterskoy-deyatelnosti-v-rossii – Загл. с экрана.
9.Организация добровольческой деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : учебно-методический комплект / М. В. Пикинская, Я. В. Григорьева. – Сургут, 2013. – 92 с.
10.Сборник лучших практик по организации волонтерской и наставнической деятельности в учреждениях, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : сборник материалов / М. В. Пикинская, А. С. Донченко, Т. А. Минилбаева. – Сургут, 2012. – 86 с.