К содержимому

Настройки отображения

Размер шрифта:
Маленький
Обычный
Крупный
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения

Настройки

Бюджетное учреждение ХМАО - Югры
«Сургутский комплексный центр социального обслуживания населения»
+7 (3462) 52-25-00
г. Сургут, улица Бажова, 16/1

Обычная версия сайта

Путь к странице: ГлавнаяВолонтерская деятельность

Программа факультета Волонтеры серебрянного возраста университета третьего возраста

1.Пояснительная записка

«Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя»
Гёте

 

Что такое «Серебряный возраст»? Это – большой жизненный опыт, активная  жизненная позиция, физическая бодрость, широкий взгляд на окружающий мир и свободное время, которое можно потратить на участие в социальных, экологических, спортивных, культурных событиях окружного, Всероссийского и международного масштаба.

Общественное движение «Серебряные волонтёры», начавшееся в  Санкт-Петербурге, быстро нашло своих продолжателей во всех регионах страны, и сегодня ни одно крупное мероприятие в России не проходит без волонтёров в возрасте от 50 лет.

Многие люди, выходя на пенсию, чувствуют в себе достаточно сил для проявления инициативы, продолжения активной жизни, использования внутреннего потенциала на благо общества в различных сферах, поэтому главная идея серебряного волонтёрства  ─ помочь людям предпенсионного и пенсионного возраста:

-       не утратить социальную активность, сохранить и повысить свой общественный статус;

-       стать частью большой команды, получать новые эмоции и впечатления, встречаться с интересными людьми и почувствовать свою причастность к большим делам;

-       развиваться и совершенствоваться в новых направлениях, расширять свой кругозор;

-       творить добро и помогать людям.

Серебряные волонтёры формируют в обществе правильное, уважительное отношение к стареющим людям как к равноправным членам социума.

Серебряные волонтёры,  оказывают помощь  немощным, больным людям, инвалидам и одиноким, чувствуя удовлетворение от сознания, что ты нужен и можешь сделать кого-то счастливым.

Серебряные волонтёры используют свои знания и профессиональный опыт для оказания помощи социальным органам, школам, административным структурам.

Серебряные волонтёры содействуют улучшению связей между поколениями, сближению пожилых людей и молодежи, передаче жизненного опыта, знаний, навыков молодым, сохранению связей пожилых людей со своими ещё работающими коллегами, организациями, где они работали.

Серебряные волонтёры реализуют свой внутренний потенциал для участия в творческих проектах.

Работа волонтёра требует серьёзной подготовки, в том числе – правовой грамотности, знаний и навыков в области организации коммуникаций и взаимодействия между отдельными людьми и группами,

Обучение серебряных волонтёров осуществляется в рамках университета третьего возраста – на факультете «Волонтёры серебряного возраста».

 

2.Целевая группа – неработающие пенсионеры (мужчины от 55 лет, женщины от 50 лет), проживающие в городе Сургуте.

 

3.Цель: создание дополнительных условий для личностного развития и повышения социальной активности граждан старшего поколения средствами участия в волонтёрском движении.

 

4. Задачи:

3.1.мотивировать слушателей факультета (далее – Слушатели) на безвозмездное осуществление социальнозначимой деятельности.

3.2.сформировать у Слушателей необходимые компетенции и практические навыки для осуществления волонтёрской деятельности по направлениям.

3.3. развить и реализовать внутренний потенциал Слушателей.

 

6. Формы работы

6.1.индивидуальные: консультирование, опрос, беседа, практическое занятие, планирование,  др.;

6.2.групповые: тематическая лекция, семинар, практикум, дискуссия, обсуждение, рефлексия, др.

 

7.Методы работы

7.1.организационные: планирование, координирование, информирование, др.;

7.2.исследовательские: наблюдение (включённое, невключённое), анализ документов, беседа, анкетирование, др.;

7.3.практические: лекции, практические занятия, методы обучения взрослых, показ приёмов выполнения, др.;

7.4. аналитические: анализ результатов выполнения разделов программы, проведения отдельных мероприятий, самоанализ, отчёт, рефлексия, обобщение опыта, публикации, выступления, др.

 

8.Ожидаемые (прогнозируемые) результаты.

8.1.Сформированность информационно-деятельностного поля для работы  волонтёров серебряного возраста (в том числе: реестр социальных партнёров, реестр социально-значимых проектов, в которых принимают участие волонтёры, др.).

8.2.Сформированность у Слушателей:

-       мотивации на участие в волонтёрской деятельности;

-       навыков саморегуляции, укрепление эмоциональной устойчивости, позитивных  представлений о собственных возможностях и результатах собственной деятельности;

-       компетенций и практических навыков, необходимых для деятельности по направлениям.

8.3.Улучшение психофизического состояния Слушателей, повышение социальной активности, повышение самооценки, повышение качества жизни в целом.

8.4.Наличие результатов волонтёрской деятельности:

-       аудио-записи литературных произведений для посетителей городской библиотеки № 21 (инвалидов по зрению);

-       аудио-записи информационно-агитационных материалов для выборов-2016 с целью дальнейшего использования в работе с инвалидами по зрению;

-       продукты социальной рекламы;

-       фонд досуговых мероприятий для отделения реабилитации инвалидов по зрению.

8.5. Наличие системы документации по реализации программы «Волонтёры серебряного возраста»

 

9.Методы  определения результативности Программы

Наименование метода

Содержание метода

Наблюдение

Невключённое наблюдение (активность и мотивированность Слушателей).

Анализ

Анализ результатов реализации Программы, тестирование, опросы, выполнение практических заданий, участие в различных мероприятиях.

 Самоанализ, рефлексия.

Творческий отчёт

Количество проведённых мероприятий

Мониторинг

1.число специалистов, привлечённых к реализации программы,

-число волонтёров, в т.ч. – прошедших курс обучения,

-число субъектов, вовлечённых в волонтёрскую деятельность,

-количество информационных ресурсов, на которых размещена информация Учреждения,

-количество распространённых информационных материалов,

-количество заключённых соглашений о сотрудничестве,

-количество разработанных методических материалов,

-количество проведённых мероприятий,

-количество публикаций по тиражированию опыта,

-количество позитивных отзывов,

-удовлетворённых участием в программе: волонтёров, получателей социальных услуг.

2.Наличие системы документации.

 

 

10.Контроль.

10.1.Виды контроля.

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальный (входной) контроль

Февраль-март 2016 года

Определение уровня подготовленности Слушателей

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование, др.

Текущий контроль

Весь период реализации программы

Определение степени усвоения материала, ответственности и заинтересованности Слушателей.

Наблюдение, опрос, выполнение практических заданий, самостоятельная работа, тестирование,  анкетирование, др.

Промежуточный контроль

По окончанию освоения разделов Программы

Определение степени усвоения разделов Программы.

Проведение корректирующих и предупреждающих действий.

Опрос, контрольное занятие, открытое занятие, самостоятельная работа, др.

дневники достижений, портфолио.

 

Итоговый контроль

Июль 2016 года

Определение уровня:

1.навыков самообразования, владения компетенциями по направлениям деятельности

2. уровня  психофизического состояния, саморегуляции, самооценки и самоопределения.

Выставка творческих работ (презентация), защита проекта, демонстрация достижений, коллективный анализ и самоанализ, опрос, тестирование, анкетирование, др.

 

10.2.Объекты контроля:

-             знания, умения и навыки, полученные Слушателями в ходе реализации Программы;

-             уровень и качество проведённых программных мероприятий;

-             степень самостоятельности, вовлечённости, мотивированности  Слушателей, др.

 

11. Сроки реализации Программы – 17 недель (01.02.2016 – 30.06.2016)

п/п

Наименование этапов

Сроки

реализации программы

 

1

Подготовительный этап:

-формирование группы Слушателей;

-разработка обучающей программы, расписания занятий;

-заключение договоров с социальными партнёрами.

 

 

01.02.2016 – 29.02.2016

 

2

Основной этап:

-проведение обучающих занятий со Слушателями;

-организация практики.

 

01.03.2016 – 31.05.2016

 

3

Заключительный этап:

-формирование базы для волонтёрской деятельности выпускников факультета;

-подготовка и публикация отчётных материалов.

01.06.2016 – 30.06.2016

 

12. Объем Программы 23 часа. Допускается введение дополнительных тем, изменение количества часов, отведенных на ту или иную тему, в объеме до 15 % от содержания Программы.

Продолжительность занятия – 40 мин.

 

13.Содержание Программы

Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности.

Нормативно-правовое регулирование волонтёрской деятельности в России. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ.

Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Правовые основы социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов. Психологические основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Особенности социальной работы с инвалидами по зрению и гражданами с ограниченными зрительными возможностями.

Раздел 3. Организация здорового образа жизни. Санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет: питание  и физическая активность, отказ от вредных привычек, соблюдение санитарных норм и создание благоприятной среды по месту жительства.

Раздел 4. Безопасность. Ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих. Способы противодействия терроризму и мошенничеству.

Раздел 5. Организация творческой деятельности.

5.1.Социальная реклама: понятие, специфика, роль в решении жизненно важных проблем общества. Задачи социальной рекламы. Основные темы социальной рекламы в современном российском обществе. Технология и разновидности социальной рекламы.

5.2.Литературное чтение. Техника и выразительность речи. Культура говорения. Работа с разными видами текста: художественным, учебным, научно-популярным, документальным.

5.3.Организация досуговой деятельности. Досуг как образовательный и культурный ресурс. Технологии организации досуговой и коллективной творческой деятельности.

Раздел 6. Практика.

5.1.Создание социальной рекламы.

5.2.Запись на аудионосители

5.3.Организация досуга для получателей социальных услуг в отделении реабилитации инвалидов по зрению: технология коллективной творческой       деятельности.

 

14. Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов программы
Всего    часов

Из них:

теоретические занятия

практические занятия

1

Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности.

1 час

20 мин

1 час

20 мин

_

1.1

Нормативно-правовое регулирование волонтёрской деятельности в России. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в РФ.

 

 

 

1 час

20 мин

 

 

 

_

2

Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

2 час

2 час

_

2.1

Правовые основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

 

40 мин

 

40 мин

_

2.2

Психологические основы социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

 

40 мин

 

40 мин

_

2.3

Особенности социальной работы с инвалидами по зрению и гражданами, имеющими зрительные ограничения.

 

40 мин

 

40 мин

_

3.

Раздел 3. Организация здорового образа жизни (санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет)

2 час

2 час

 

_

3.1.

Питание  и физическая активность.

40 мин

40 мин

 

3.2.

Отказ от вредных привычек.

40 мин

40 мин

_

3.3.

Соблюдение санитарных норм и создание благоприятной среды по месту жительства.

 

40 мин

 

40 мин

 

_

4

Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности

1 час

20 мин

1 час

20 мин

_

4.1.

Ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

 

40 мин

 

40 мин

 

 –

4.2.

Способы противодействия терроризму и мошенничеству.

40 мин

40 мин

5.

Раздел 5. Организация творческой деятельности.

10 час

20 мин

3 час

20 мин

7 час

5.1.

Социальная реклама: понятие, специфика, роль в решении жизненно важных проблем общества.

1 час

20 мин

 

20 мин

 

1 час

5.2.

Задачи социальной рекламы. Основные темы социальной рекламы в современном российском обществе.

1 час

20 мин

 

20 мин

 

1 час

5.3.

Технология и разновидности социальной рекламы.

1 час

20 мин

20 мин

1 час

5.4.

Литературное чтение. Техника и выразительность речи. Культура говорения.

1 час

20 мин

 

20 мин

 

1 час

5.5.

Работа с разными видами текста: художественным, учебным, научно-популярным, документальным.

1 час

20 мин

 

20 мин

 

1 час

5.6.

Организация досуговой деятельности. Досуг как образовательный и культурный ресурс.

 

40 мин

 

40 мин

 

_

5.7.

Технологии организации досуговой и коллективной творческой деятельности.

3 час

1 час

2 час

6.

Практика

6 час

 –

6 час

6.1.

Создание продуктов социальной рекламы.

2 час

2 час

6.2.

Аудиозапись:

- литературных произведений,

- материалов выборов-2016.

 

2 час

 

 

 

2 час

6.3.

Организация досуга для получателей социальных услуг в отделении реабилитации инвалидов по зрению

 

2 час

 

 

2 час

 

ИТОГО

23 час

10 час

13 час

 

15. Кадровое обеспечение Программы

Раздел Программы

Должность

ФИО

специалиста

I.Обеспечение одержания программы

Раздел 1. Правовые основы волонтёрской деятельности.

Юрисконсульт КО

В.А. Просекова

Раздел 2. Социальная работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Психолог СРОГПВиИ № 2

Юрисконсульт КО

Заведующий ОРИЗ

И.Д. Теймурова

В.А. Просекова

Р.В. Гарифуллина

Раздел 3. Организация здорового образа жизни (санитарно-просветительская работа с гражданами пожилого возраста и инвалидами старше 18 лет).

Заведующий сектором-врач

Т.Н. Петрова

Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности.

Специалист по охране труда

Е.А. Зуева

Раздел 5. Организация творческой деятельности.

 

 

5.1. Социальная реклама.

 

 

5.2. Литературное чтение.

Культорганизатор СРОГПВиИ № 1

 

С.Г. Безверхова

5.3. Организация досуга.

Культорганизатор СРОГПВиИ № 1

Специалист ГБ № 21

 

С.Г. Безверхова

И.В. Головина

6 Практика. Организация практики.

Заведующий СРОГПВиИ № 2

С.Г. Тютюник

II.Сопровождение программы

2.1.Общий контроль и управление программой.

2.2. Заключение соглашений о сотрудничестве.

Директор

Н.Б. Чочова

Текущие контроль и управление программой

Заместитель директора

М.В. Тоболкина

Организационное сопровождение программы

Заведующий СРОГПВиИ № 2

С.Г. Тютюник

Психологическое сопровождение программы

Психолог СРОГПВиИ № 2

И.Д. Теймурова

Информационно-методическое сопровождение программы

Методист ОМО

Г.Ю. Негребецкая

 

16. Список литературы

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ – Загл. с экрана.

            2.Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». – Режим доступа: kremlin.ruacts/bank/39141– Загл. с экрана.

3.Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». – Режим доступа: http://base.garant.ru/104232/ – Загл. с экрана.

4.Распоряжение Правительства Российской Федерации  от 30.07.2009г. № 10545-р (Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации»). – Режим доступа: http://base.garant.ru/6726429/#friends. – Загл. с экрана.

5.Бурчакова М.А., Хожемпо В.В. Волонтерство как форма проявления социальной ответственности государства, общества и бизнеса. – Режим доступа: khozhempo_vv@pfur.ru. – Загл. с экрана.

6.Григорьева, Я. В. Волонтерская и наставническая деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: опыт и перспективы развития / Я. В. Григорьева // Социальное обслуживание. – 2012 – № 11. – С. 17–23.

7.Григорьева, Я. В. Добровольчество как общественный ресурс для решения социальных проблем граждан: опыт учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / Я. В. Григорьева, Ю. А. Якушева // Волонтёр. – 2015 – № 1(13). – С. 39–47.

8.Джоголик А. Волонтерская деятельность. Направления волонтерской деятельности в России. // FB.ru, 2015 – Режим доступа: http://fb.ru/article/178807/volonterskaya-deyatelnost-napravleniya-volonterskoy-deyatelnosti-v-rossii – Загл. с экрана.

            9.Организация добровольческой деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : учебно-методический комплект / М. В. Пикинская, Я. В. Григорьева. – Сургут, 2013. – 92 с.

10.Сборник лучших практик по организации волонтерской и наставнической деятельности в учреждениях, подведомственных Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры : сборник материалов / М. В. Пикинская, А. С. Донченко, Т. А. Минилбаева. – Сургут, 2012. – 86 с. 

 

Размещено: 26.10.2016
Разместил: Администратор

Последнее изменение: 28.10.2016
Откорректировал: Администратор