К содержимому

Настройки отображения

Размер шрифта:
Маленький
Обычный
Крупный
Цвета сайта
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Изображения

Настройки

Бюджетное учреждение ХМАО - Югры
«Сургутский комплексный центр социального обслуживания населения»
+7 (3462) 52-25-00
г. Сургут, улица Бажова, 16/1

Обычная версия сайта

Путь к странице: ГлавнаяСоциальная реабилитационная и абилитационная деятельностьСоциально-бытовая адаптацияТренировочная квартира

Тренировочная квартира для инвалидов по зрению, общим заболеваниям старше 18 лет и членов их семей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы

Социальная реабилитация и социальная абилитация граждан пожилого возраста и инвалидов являются стратегической основой социальной политики в Российской Федерации. Они рассматривается как комплекс мер, направленных на формирование ранее не имеющихся, восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

Сущность и содержание социальной реабилитации и социальной  абилитации определяются комплексом социальных ограничений (барьеров), которые воздвигает перед человеком инвалидность, и зависит от выбора модели ограничений – медицинской, социальной, политико-правовой или модели культурного плюрализма.

В недавнем прошлом политика в отношении лиц с ограниченными возможностями основывалась на принципах изоляции и компенсации, состоящих, соответственно, в создании особых систем жизнеобеспечения, сегрегированных от общих систем, и реализующихся в мероприятиях, нацеленных на возмещение имеющихся ущербов, в денежной или иной форме (пенсии, пособия, льготы). Практика показала, что подобные механизмы не способствовали в достаточной мере интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования.

Современная парадигма социокультурного отношения к инвалидности имеет разноплановый характер с преобладанием гуманистической направленности и выражается в социальной толерантности, равенстве и уважении социальной независимости людей с ограниченными возможностями. Таким образом, социальная реабилитация и социальная абилитация рассматриваются не только как восстановление здоровья или утраченных функций, а, как восстановление (или создание) новых возможностей для социального функционирования, т.е. восстановление социального статуса, социальная адаптация и достижение независимости жизнедеятельности.

          С марта 2010 года в Учреждении было организовано обучение Получателей социальных услуг (далее – Получатели) в блоке оккупациональной терапии (жилая комната, кухня), оснащённом специальным оборудованием и приспособлениями, предназначенными для реабилитации граждан после перенесённых нервно-сосудистых заболеваний (мозговые инсульты, дисциркуляторные заболевания, др.) и последствий нарушения стато-динамических функций.

В период с 2010 по 2014 годы число Получателей, прошедших обучение  в блоке оккупациональной терапии, значительно возросло – с 487 чел. в 2010 году до 820 чел. в 2014 году. Увеличение обучившихся произошло вследствие расширения спектра услуг, оказываемых в блоке оккупациональной терапии  (развитие когнитивных функций, мелкой моторики у лиц, перенесших различные заболевания, обучение родственников уходу за инвалидами) и повышения уровня информированности граждан о данных услугах.

В результате проделанной работы, у 100% Получателей наблюдается устойчивое формирование (развитие) навыков: пользования современными бытовыми приборами, кухонным оборудованием, адаптированными столовыми приборами; персонального ухода (самообслуживания) и персональной сохранности, овладение социальными навыками.

          В период прохождения социальной реабилитации психологами Учреждения осуществляется, при необходимости, социально-психологическое сопровождение Получателей и членов их семей, включающее индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психологическую коррекцию. По окончании прохождения индивидуальных маршрутов социальной реабилитации в большинстве случаев отмечена положительная динамика, которая отражалась в улучшении показателей психоэмоционального состояния граждан:

-       снижение тревожности у 53 % Получателей;

-       снижение нервно-психического напряжения у 90 % Получателей;

-       повышение уровня адекватной самооценки у 55 % Получателей;

-       повышение уровня рефлексии – улучшение показателя у 45 % Получателей;

-       улучшение сформированности навыков саморегуляции – у 92 % Получателей;

-       улучшение общего эмоционального фона –  у 92 % Получателей.

Организация тренировочной квартиры на базе Учреждения, как  дополнительного стационарозамещающего средства повышения доступности, эффективности и качества предоставления населению социально-реабилитационных и социально-абилитационных услуг, была обусловлена необходимостью объединения всех мероприятий в систему взаимосвязанных компонентов, направленных на достижение конечной цели – создание (восстановление) возможностей для самостоятельного социального функционирования и, в конечном итоге, повышения качества жизни Получателей, в соответствии с Дорожной картой «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2013-2018 годы)».

Таким образом, тренировочная квартира – это территория закрепления и отработки навыков, полученных Получателем в результате прохождения реабилитационного/абилитационного маршрута.

Необходимо отметить, что опыт организация тренировочной квартиры для инвалидов старше 18 лет на базе Учреждения – первый пример на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Целевая группа – инвалиды по зрению и общим заболеваниям  старше 18 лет, признанные нуждающимися в социальном обслуживании и члены их семей, проживающие на территории г. Сургута.

Цель программы – создание дополнительных условий для повышения качества жизни Получателей социальных услуг Учреждения и членов их семей средствами закрепления в тренировочной квартире навыков, сформированных (восстановленных) в процессе социальной реабилитации/абилитации.

Задачи программы:

1.Сформировать/восстановить у Получателей навыки социально-бытовой ориентированности, самообслуживания, персональной сохранности.

2.Сформировать навыки организации эргономичной среды жизнедеятельности Получателя по месту его жительства.

3.Организовать социальный патронаж Получателей в его самостоятельной жизнедеятельности.

Формы работы

1.Формы организаций мероприятий (занятий) Программы могут быть комбинированными, теоретическими, практическими (тренировочными), диагностическими: беседа, объяснение, показ, повторение, тренировка, деловая игра, ролевая игра, др.

2.Формы организации деятельности Получателей (индивидуальные, групповые): практическое занятие, игра, тренинг, мозговой штурм, группы взаимоподдержки, обмен опытом, группы восстановления умений, выполнение плана работы, др.

 

 

 

Методы работы (словесные, наглядные, практические)

  1. Управленческие (административные): объяснение, диагносцирование, планирование, прогнозирование, инструктирование, информирование, координирование, анализ, др.
  2. Социально-педагогические: наблюдение, объяснение, диалог, рассказ, иллюстрация, убеждение, внушение, поощрение, формирование перспективы, задание, упражнение, тренировка, повторение, ситуации успеха, ролевая игра, деловая игра, анализ документов, самоанализ, рефлексия, др.
  3. Социально-психологические: консультирование, тестирование, интервьюирование, биологической обратной связи, самоанализ, рефлексия, др.
  4.  Исследовательские (опрос, анализ, анкетирование, собеседование), организационные (планирование деятельности, метод решения проблемной ситуации, информирование), практические (разъяснение, выполнение плана деятельности, обмен опытом, поощрение, др.).

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Тренировочная квартира для инвалидов по зрению, общим заболеваниям старше 18 лет и членов их семей» (далее – Программа) направлена на расширение спектра социально-реабилитационных услуг, предоставляемых Получателям с целью повышения качества их жизни средствами тренировочной квартиры, и включает мероприятия по социальной реабилитации/абилитации. (социально-средовая, социально-психологическая, социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, рекомендации по созданию эргономичной среды).

   Социальная реабилитация, представляющая собой курс адаптационного обучения, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации, по окончании которого инвалид приобретает  знания, умения и навыки «жизни с ограничениями», проводится в различных формах и включает сведения о: возникающих в результате нарушения здоровья ограничениях жизнедеятельности и связанных с ними социально-психологических, физиологических и экономических проблемах; возможных величинах физических и психических нагрузок и мероприятиях по изменению образа жизни; видах и формах социально-бытовой помощи инвалиду, способах  ухода за инвалидом, технических средствах реабилитации и особенностях их эксплуатации.

Практика показала, что полученные навыки необходимо закреплять в условиях,  с одной стороны, максимально приближённых к «домашней» обстановке, с другой стороны – при содействии специалистов.

  В тренировочной квартире Получатель совершенствует навыки, полученные во время обучения в блоке оккупациональной терапии. Находясь  в жилом помещении (прихожая, санузел, жилая комната-гостиная, спальня), оснащённом различными специальными приспособлениями и оборудованием, адаптированной мебелью, бытовыми приборами и специализированным «рабочим местом» с 09.00 до 17.00 (в режиме рабочего времени Учреждения), регулярно выполняя необходимые бытовые манипуляции (ориентирование в жилом помещении, действия по самоуходу, приготовление пищи и уборка, совершенствование навыков работы с бытовой техникой,  персональным компьютером, др.), справляясь с возникающими объективными  и субъективными трудностями, Получатель  научается независимому проживанию, при этом степень содействия ему в пределах тренировочной квартиры специалистом по социальной работе постепенно снижается.

Необходимо добавить, что члены семьи Получателя получают навыки оптимальной организации жизненного пространства и правильного отношения к близкому человеку, имеющему различного рада ограничения.

  Программные мероприятия включают:

-       проведение обучающих мероприятий, тренингов, диагностику сформированности компетенций и диагностику уровней психоэмоционального состояния Получателей и членов их семей др.;

-       информационно-консультационное сопровождение Получателей и членов их семей специалистами Учреждения по вопросам социальной реабилитации и социальной абилитации, формирования навыков здорового образа жизни, организации собственной жизнедеятельности в зависимости от функциональных нарушений, др.;

-       психолого-педагогическое сопровождение Получателей и членов их семей;

-       организационно-методическое сопровождение (формирование пакета методических материалов по теме Программы (из существующего практического опыта), подготовка пакета локальных документов, обеспечивающих апробацию и внедрение технологии, формирование учебной программы, издание и распространение информационных материалов,  др.).

Этапы и сроки реализации программы

1 этап – организационный – 6 месяцев

2 этап – практический – 15 месяцев

3 этап – аналитический3 месяца.

На организационном этапе проводится:

-       диагностика востребованности услуг тренировочной квартиры среди Получателей социальных услуг;

-       изучение ресурсных возможностей Учреждения для реализации технологии;

-       проведение технических учёб участников реализации программы;

-       написание проекта и получение рецензии;

-       разработка учебного плана и подбор инструментария;

-       формирование, издание и распространение информационных материалов;

-       привлечение Попечительского совета к содействию по внедрению технологии;

-       привлечение спонсоров ко взаимодействию в рамках реализации проекта;

-       ремонтные работы в отведённых помещениях;

-       оснащение тренировочной квартиры.

На практическом этапе осуществляется:

-       определение оптимальных сроков реабилитации Получателей на базе тренировочной квартиры в зависимости от функциональных нарушений;

-       формирование обучающей программы и учебного плана;

-       адаптивное обучение Получателей  и членов их семей;

-       предоставление услуг по социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитация, социально-бытовой адаптации, рекомендации по созданию эргономичной среды Получателям и членам их семей;

-       психолого-педагогическое и информационно-методическое сопровождение процессов социальной реабилитации/абилитации;

-       диагностика: сформированности компетенций Получателей и членов их семей; уровня психоэмоционального состояния Получателей и членов их семей;

-       контроль качества предоставления социальных услуг;

-       проведение корректирующих и предупреждающих действий;

-       формирование и предоставление промежуточных отчётов, информаций по требованию.

На аналитическом этапе подводятся итоги результатов реализации Программы, выявляются резервы и определяются способы оптимизации деятельности.

         План мероприятий по реализации программы

           Последовательность действий внутри программы основывается на принципах согласованности, вариативности, адресности, толерантности, гармонизации и направлена на решение задач и достижение цели программы.

Таблица 1

План мероприятий по реализации программы «Тренировочная квартира для граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет»

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Место проведения

1

2

3

4

5

1 этап: организационный

1.1

Анализ достаточности ресурсов Учреждения для реализации программы

1 мес.

Директор, заместители, методический совет

Учреждение

1.2

Проведение диагностики востребованности тренировочной квартиры

1 мес.

Заведующие СП,

психологи

Учреждение

1.3.

Предоставление программы для экспертизы и получения рецензии в БУ ХМАО – Югры «МЦРСО»

01.04.2014г

Заместитель директора,

специалист по социальной работе

БУ ХМАО – Югры «МЦРСО»

1.4.

Проведение технических учёб персонала

6 мес.

Заведующие СП

 

1.5.

Разработка учебного плана, подбор инструментария

6 мес.

Заведующий организационно-методическим отделением, психологи

Учреждение

1.6.

Привлечение Попечительского совета к содействию в реализации программы

3 мес.

Заместители директора,

заведующий организационно-методическим отделением

Учреждение

1.7.

Заключение соглашений о сотрудничестве в рамках реализации программы

В течение всего срока

Заместители директора

 

Учреждение

1.8

Проведение ремонтных работ

В зависимости от поступления финансовых средств

Директор, заместители директора

Учреждение

1.9.

Приобретение и установка оборудования

 

 

 

1.10

Подготовка информационно-справочных материалов, размещение в СМИ

В течение всего срока

Заведующий организационно-методическим отделением

Учреждение,

СМИ,

сайты Учреждения, Управления, профессионального сообщества

2 этап: практический

2.1

Формирование программы обучения Получателей в тренировочной квартире

1 мес.

Методист,

специалист по социальной работе

Учреждение

2.2

Поурочное планирование (индивидуальное, групповое)

1 мес.

Специалист по социальной работе

Учреждение

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

2.3.

Проведение обучающих занятий

В течение всего срока

Специалисты по социальной работе,

медицинские работники,

инструктор-методист ЛФК

Учреждение

2.4.

Консультирование Получателей и членов их семей (индивидуальное, групповое)

В течение всего срока

Специалисты по социальной работе, психологи, медицинские работники,

инструктор-методист ЛФК,

инструктор по труду

 

Учреждение

2.5.

Проведение контроля качества предоставления социально-реабилитационных услуг

В течение всего срока

Представитель руководства по качеству

Учреждение

2.6.

Проведение корректирующих и предупреждающих действий

В течение всего срока

Заместитель директора,

заведующий отделением

Учреждение

2.7.

Предоставление промежуточных отчётов, информаций

В соответствии с графиком,

по требованию

Заместитель директора,

заведующий организационно-методическим отделением

По  месту требования

2.8.

Диагностика:

- сформированности компетенций Получателей и членов их семей;

- уровня психоэмоционального состояния Получателей и членов их семей.

3 мес.

Специалисты по социальной работе,

психолог,

врач.

Учреждение

2.9.

Формирование банка методик проведения мероприятий социальной реабилитации/социальной абилитации с Получателями и членами их семей в зависимости с функциональными нарушениями.

В течение всего срока

Специалисты по социальной работе,

психолог,

врач.

Учреждение

 

 

 

 

 

Окончание табл. 1

1

2

3

4

5

3 этап: аналитический

3.1.

Анализ эффективности проведённых мероприятий

3 мес.

Заместитель директора,

заведующий организационно-методическим отделением,

узкие специалисты

Учреждение

3.2.

Анализ эффективности тренировочной квартиры

3 мес.

Заместитель директора,

заведующий организационно-методическим отделением,

узкие специалисты

Учреждение

3.3.

Формирование итогового отчёта по реализации программы и предоставление его в БУ ХМАО – Югры «МЦРСО»

в соответствии с графиком

Заместитель директора,

заведующий организационно-методическим отделением

Учреждение

3.4.

Размещение информации об итогах реализации программы в СМИ

3 мес.

Заместитель директора,

заведующий организационно-методическим отделением

Учреждение,

СМИ,

сайты Учреждения, Управления, профессионального сообщества

 

Ресурсы

Таблица 2

Кадровые ресурсы

Должность

Должностные обязанности

Количество

ед.

1

2

3

4

1

Директор

-общее руководство программой,

-контроль процесса апробации и внедрения программы,

- заключение договоров (соглашений) о сотрудничестве

1

2

Заместитель директора (представитель руководства по качеству)

- контроль качества предоставления социальных услуг в рамках реализации программы.

1

3

Заместитель директора

- подбор, взаимодействие с социальными партнёрами,

-контроль выполнения плана работы по реализации программы

1

 

Окончание табл. 2

1

2

3

4

4

Заведующий отделением СРОГПВиИ № 1

-организация работы тренировочной квартиры,

-организация и контроль работы персонала, участвующего в реализации программы.

1

5

Психолог

-социально-психологическое сопровождение процесса реализации и участников программы

1

6

Специалист по социальной работе

-проведение социально-реабилитационных и социально-абилитационных мероприятий,

-консультирование Получателей и членов их семей в пределах компетенции

1

 

 

 

7

Заведующий сектором-врач

-консультирование Получателей и членов их семей в пределах компетенции

1

8

Медсестра по массажу

-консультирование Получателей и членов их семей в пределах компетенции

1

9

Инструктор-методист АФК

 

-проведение занятий по адаптивной физической культуре (АФК)

-консультирование Получателей и членов их семей в пределах компетенции

1

10

Методист

-информационно-методическое сопровождение программы

1

 

ИТОГО

 

10

 

К участию в реализации Программы будут привлечены кадровые ресурсы Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», социальных партнёров Учреждения.

Таблица 3

Периодичность участия специалистов в реализации программы

 

Наименование должности

Кол-во

специалистов

1

этап

2 этап

3 этап

1

2

3

4

5

6

1

Директор Учреждения

1

 

 

 

2

Заместитель директора Учреждения

1

 

 

 

3

Заместитель директора, представитель руководства по качеству

1

 

 

 

4

Заведующий отделением СРОГПВиИ № 1

1

 

 

 

5

Специалист по социальной работе

1

 

 

 

6

Психолог

2

 

 

 

7

Заведующий сектором-врач

1

 

 

 

8

Медсестра по массажу

1

 

 

 

Окончание табл. 3

1

2

3

4

5

6

9

Инструктор-методист АФК

1

 

 

 

10

Методист

1

 

 

 

11

Специалисты Управления, МЦРСО,

социальные партнёры

По мере необходимости

 

 

 

 

Материально-технические ресурсы

       В период апробации и реализации Программы будут задействованы и использованы материально-технические ресурсы структурных подразделений и Учреждения в целом (автоматизированные рабочие места, оргтехника, видео-, аудио-аппаратура, расходные материалы, др.) в рамках текущего финансирования.

      К реализации Программы планируется привлечение спонсорских средств.

Информационно-методические ресурсы

1. В процессе подготовки и реализации Программы будут задействованы и использованы методические ресурсы Учреждения, Управления социальной защиты населения по г. Сургуту и Сургутскому району, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», социальных партнёров Учреждения.

2. В процессе реализации Программы будет сформирован пакет обеспечивающих документов: методические рекомендации по организации тренировочной квартиры, дидактические материалы (планы-конспекты занятий, анкеты, тесты, др.), наглядные материалы (раздаточные материалы, аудио-, видеоматериалы, др.).

3.Распространение информации о работе тренировочной квартиры на базе Учреждения будет осуществляться по различным коммуникативным каналам средств массовой информации: на сайте Учреждения, на ТВ (ТРК «Сургутинтерновости), в муниципальных и региональных печатных изданиях (газеты «Сургутская трибуна», «Новый город – Ветеран», «Новости Югры»), на видеоэкранах в муниципальном транспорте (РА «Колесо», ООО «ЭdisoН»), на информационных стендах Учреждения и социальных партнёров, в местах наибольшей посещаемости (распространение информационных материалов), при проведении Дней открытых дверей.

Контроль и управление программой

         Общее руководство процессом апробации и внедрения программы «Тренировочная квартира для инвалидов по зрению, общим заболеваниям старше 18 лет и членов их семей», в соответствии с матричной структурой управления, осуществляется директором Учреждения, непосредственно взаимодействующим с заместителями, заведующими структурными подразделениями, специалистами (см. рис.1):

 

Директор

руководство программой

 

Заместители директора

(оперативное управление)

Заведующий СРОГПВиИ № 1 (функциональное и административное управление)

Специалист по

социальной работе,

инструктор по АФК

проведение социально-

реабилитационных и абилитационных

мероприятий

 

 

 

Заведующий сектором-врач, медсестра по массажу

консультирование Получателей и членов их семей в пределах компетенции

 

 

 

Методист

ОМО

информационно-методическое сопровождение программы

 

 

 

Психолог СРОГПВиИ

№ 1

социально-психологическое сопровождение программы

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.Структура управления программой

         Матричная структура предусматривает разделение функций управления на:

-       оперативные (распределение, использование, контроль и координация  ресурсов, контроль качества предоставления социальных услуг, др.);

-       функциональные (нормативно-методические решения, последовательность и выбор форм деятельности, др.);

-       административные (обучение, режим и дисциплина труда, социальное развитие, мотивация, др.).

      Оперативное управление ведёт процесс (осуществляется заместителями директора), а функциональное и административное (заведующие структурными подразделениями) – его обслуживают, таким образом, все подсистемы работают, взаимно дополняя друг друга.

При реализации Программы необходимо учитывать возможные внешние и внутренние риски, планировать и проводить корректирующие и предупреждающие действия:

Таблица 4

 

Размещено: 25.10.2016
Разместил: Администратор

Последнее изменение: 25.10.2016
Откорректировал: Администратор